В Российской императорской армии было такое воинское подразделение как Тверской драгунский полк, получивший название «Тверской» по указу императора Павла I в 1801 г.
В Русско-турецкой войне 1854-1856 гг. на территории современной Армении полк понёс потери в офицерском составе, в том числе погиб и командир полка генерал-майор Иосиф Михайлович Куколевский.
Шесть офицеров полка вместе с командиром, погибшие при боевых действиях 1855 г. при взятии Карса, были похоронены в Александрополе на Холме чести (современный г. Гюмри в Армении).
В советское время воинский мемориал Холм чести был уничтожен. В 2010 г. мемориал восстановили и торжественно открыли в присутствии президентов России и Армении.
В 2022 г. с разрешения мэрии г. Гюмри при поддержке Правительства Тверской области протоиереем Романом Маниловым, много лет занимающимся развитием исторических связей Твери и Армении, было восстановлено надгробие командира Тверского драгунского полка И.М. Куколевского на Холме Чести, а также установлена новая мемориальная плита на стене памяти с именами похороненных здесь офицеров Тверского драгунского полка.
14 июля 2022 г. в г. Гюмри (Армения) по благословению митрополита Тверского и Кашинского Амвросия делегация Общественной палаты г. Твери во главе с настоятелем храма свт. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского г. Твери, председателем Отдела культуры Тверской епархии прот. Романом Маниловым провела торжественные мероприятия, посвящённые памяти Тверского драгунского полка.
Из Армении часть тверской делегации во главе с о. Романом по благословению митрополита Тверского и Кашинского Амвросия отправилась в Грузию, чтобы посетить место дислокации Тверского драгунского полка, который был расквартирован с 1874 г. в г. Дедоплис-Цкаро в Кахетии.
Более 40 лет, вплоть до расформирования полка в 1918 г., Тверской драгунский полк защищал Грузию и Армению от нападений со стороны Турции и был участником многочисленных русско-турецких войн, в том числе и в годы Первой мировой войны.
Из Еревана в Тбилиси мы прилетели вечером 16 июля 2022 г. Утром 17 июля отправились в храм св. кн. Михаила Тверского г. Тбилиси, расположенный у самого подножия г. Мтацминда, что в переводе с грузинского означает Святая гора.
17 июля – это день святых царственных страстотерпцев, день семьи императора Николая II, расстрелянной 17 июля 1918 г. в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге.
Семья Николая II имела непосредственное отношение к появлению в Тбилиси храма в честь небесного покровителя брата императора вл. кн. Михаила Александровича св. кн. Михаила Тверского. Сам храм в Тбилиси сооружался к 300-летию Дома Романовых, которое праздновалось в 1913 г. и здесь сохранились старинные иконы, которые были подарены храму семьёй императора Николая II.
Но 17 июля – это ещё и день всех тверских святых, а значит и день малого престольного праздника храма, носящего имя одного из главных святых тверского края св. кн. Михаила Тверского.
Так наше пребывание в Грузии началось под покровом собора тверских святых и семьи императора страстотерпца Николая II.
С разрешения настоятеля храма прот. Александра Чахвашвили мне как священнику посчастливилось принять участие в Божественной Литургии в этот знаменательный для Тверской земли день. Протоиерей Александр не только настоятель храма, но и прекрасный иконописец. В этот день на аналое лежала большая икона царственных страстотерпцев, написанная о. Александром и возвещающая о величии празднуемого события.
Служба в храме совершалась на грузинском языке, но все мои возгласы и ектеньи я произносил на церковно-славянском языке. Было интересно слушать такое сплетение наречий. Священник произносит фразы на одном (церковно-славянском) языке, а хор — на другом (грузинском).
В поездку по Грузии отправилась только трое из большой тверской делегации, прилетевшей для участия в мероприятиях на Холме чести в Армении. Вместе со мной путешествие по Грузии совершили Алексей Третьяков (председатель Союза православных предпринимателей Твери) и Олег Николаевич Кулаков из г. Москвы.
Так получилось, что, узнав о нашей поездке в Армению и Грузию, Олег Николаевич, с которым мы познакомились заочно по интернету, попросился в это путешествие, так как в молодости он с 1965 по 1968 гг. служил в рядах советской армии в г. Дедоплис Цкаро в зенитно-ракетном полку (В/Ч 92150) – месте дислокации Тверского драгунского полка.
Интересная параллель. В царское время Грузию и Россию со стороны Турции защищали полки российской императорской армии, а в советское время – воинские части Советского Союза.
Нам было интересно такое совпадение, тем более, что Олег Николаевич с молодости увлекается фотоделом и в его архиве есть уникальные снимки армейской жизни в Дедоплис Цкаро, в том числе имеющие отношения к истории Тверского драгунского полка.
Многие фото в этой статье и в статье о поездке в Армению сделаны О.Н. Кулаковым, который стал фото-летописцем нашего путешествия по Армении и Грузии.
После теплой встречи в храме св. кн. Михаила Тверского в Тбилиси, гостеприимного общения за общим столом с прихожанами и клиром храма, 18 июля 2022 г. мы отправились к главной цели нашего путешествия в Грузию – в г. Дедоплис Цкаро, где надеялись найти следы пребывания в этом небольшом городке в Кахетии Тверского драгунского полка.
В Дедоплис Цкаро нас дружески встретил настоятель соборного храма Успения Божией Матери прот. Николай (Николоз) Ломсадзе и его помощник Павле Тавадзе, которые в эти два дня нашего пребывания в Дедоплис Цкаро стали нашими путеводителями и ангелами хранителями, за что вся наша тверская делегация приносит им самые искренние признание и благодарность.
Благодаря им, мы за два дня успели побывать во всех местах Дедоплис Цкаро, имеющих отношение к интересующей нас теме.
Прежде всего нас отвезли в небольшой, в настоящем понятии этого слова домовой храм, размещённый в обычном бывшем жилом доме, в честь Рождества Божией Матери на ул. 9 апреля. Этот домовой храм был главным действующим храмом города в советское время, когда все храмы были закрыты, но верующие сумели добиться разрешения на открытие в частном доме небольшого храма.
Если честно, то мне подумалось, что здесь можно было бы сделать небольшой музейно-храмовый комплекс, повествующий о церковной жизни Грузии в советское время.
Именно в этом храме и сохранились полковые иконы ХIХ в. Тверского драгунского полка. По всей видимости, после революции 1917 г. и расформирования полка в 1918 г. полковые иконы были размещены в каменном полковом храме Тверского драгунского полка г. Дедоплис Цкаро, а после его сноса в советское время нашлись люди, спасшие иконы Тверского драгунского полка. Со временем эти иконы разместили в открывшемся домовом храме Рождества Божией Матери, где они доныне и хранятся, символизируя собой духовно-историческую связь Грузии и России, Грузинской Православной Церкви и Русской Православной Церкви.
С помощью о. Николая мы пообщались с настоятелем этого храма молодым священником иереем Зурабом Давиташвили, который, как и многие современные молодые грузины, по-русски практически не говорит. Отец Зураб показал нам иконы Тверского драгунского полка и поведал об истории этого необычного и по-своему уникального храма.
После такой удивительной встречи с духовным наследием Тверского драгунского полка – полковыми иконами в храме Рождества Божией Матери о. Николай повёз нас ещё в одно место Дедоплис Цкаро, имеющее отношение к истории Тверского драгунского полка.
На выезде из города есть своя природная святыня – гора святого пророка Божия Илии, на вершине которой в 1912 г. офицерами Тверского драгунского полка был установлен поклонный крест в память всех воинов защитников Кавказа.
Удивительно, что этот крест на вершине горы сохранялся и в богоборческие советские годы, о чём свидетельствуют фотографии О.Н. Кулакова, сделанные им на горе святого Илии в 1968 г.
Судите сами.
Прибыв к горе св. Илии, мы решили, что раз мы оказались здесь и неизвестно, сможем ли мы ещё раз посетить эти места, нужно обязательно подняться на 900-метровую гору, чтобы прикоснуться к поклонному кресту, установленному в 1912 г. на вершине горы офицерами Тверского драгунского полка.
Началось настоящее восхождение на гору и, хотя её высота и крутизна были не такие уж и значимые, всё же пришлось попотеть прежде чем наша группа, в составе которой был 76-летний Олег Николаевич Кулаков, добралась до высшей точки горы и поклонного креста.
Но все трудности подъема в 35-ти градусную жару компенсировались радостью выполненного восхождения и великолепными видами на окрестности Дедоплис Цкаро с высоты птичьего полёта.
На другом, более крутом склоне горы, ближе к самой вершине расположен храм св. пророка Божия Илии. К нему ведёт каменная лестница, но подъём по ней тоже непростой и нужно потрудиться, чтобы подняться и помолиться в этом удивительном месте.
Интересный факт. Все кресты, установленные на храме св. пророка Илии, привезены из Твери уроженцем г. Дедоплис Цкаро, известным общественным деятелем и предпринимателем г. Твери Эдвардом Олеговичем Човушяном, являющимся почётным гражданином Дедоплис Цкаро.
Именно от него в своё время пришла информация о том, что в одном из храмов Дедоплис Цкаро хранятся иконы Тверского драгунского полка.
Завершая путешествие по Дедоплис Цкаро, мы решили посетить местный краеведческий музей в надежде на то, что музейные работники должны иметь хоть какую-нибудь информацию о полках российской императорской армии, дислоцированных здесь в царское время. И мы не ошиблись в своих предположениях.
Оказывается, музей размещён в бывшем здании штаба Тверского драгунского полка, а в его фондах хранятся несколько документов, имеющих отношение к истории полка. Вот такие бывают случайные открытия и находки.
Благодарим главного экскурсовода музея Лили Хуциашвили за экскурсию по музейной экспозиции и рассказ об имеющихся в музее сведениях по истории Тверского драгунского полка.
В дар музею мы преподнесли две книги «Тверские драгуны на Кавказе» и книгу о покровителе Тверского края святом кн. Михаиле Тверском.
В заключение скажем, что по благословению митрополита Тверского и Кашинского Амвросия в Твери создается копия или лучше сказать реплика главной полковой иконы Тверского драгунского полка (иконы святых апостолов Петра и Павла), над созданием которой трудится известный тверской иконописец Мария Кондрашова и её супруг краснодеревщик Андрей.
Прот. Роман Манилов
В статье использованы фото О.Н. Кулакова (г. Москва) и прот. Романа Манилова