24 сентября 2020 года в Твери открылись VIII Фаддеевские образовательные чтения. Чтения ежегодно проходят в Тверской епархии в рамках Международных Рождественских образовательных чтений. Целью их проведения является выявление и обсуждение наиболее актуальных вопросов в различных сферах сотрудничества государства и Тверской митрополии.
В 2021 году отмечается 800-летие со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского — выдающегося полководца, дипломата, государственного деятеля. Поэтому тема чтений регионального этапа посвящена подвигу благоверных великих князей: «Святые благоверные князья Михаил Тверской и Александр Невский: духовный подвиг — пример любви, веры и преданности Отечеству».
Торжественное открытие чтений состоялось в Тверском ДК «Химволокно». В Большом зале Дома культуры собралось свыше 200 человек — духовенство Тверской митрополии, представители органов государственной власти, руководители органов управления образованием, светское и церковное педагогическое сообщество.
Учитывая важную дату этого года – 75-летие Победы в Великой Отечественной войне, Отдел культуры Тверской епархии подготовил доклад для чтений «Образ Александра Невского в Великой Отечественной войне».
Образ Александра Невского в Великой Отечественной войне
Во время сильных потрясений, затрагивающих судьбу народа, грозящих ему большими бедами, у общества обостряется интерес к историческому прошлому. Происходит, более или менее явный, сдвиг в плане ценностных ориентиров. Не видя на что можно опереться в настоящем, человек начинает искать опору в прошлом, в своих предках, в их деяниях в годы тяжелых испытаний. В результате обнаруживается неразрывная, глубинная духовная связь, неуничтожимая ни временем, ни сменой идеологии, ни новой советской мифологией. Прошлое как бы актуализируется в настоящем, мобилизует и укрепляет его, дарует надежду. Сила его духа не может иссякнуть – он проникает всю русскую историю: от крещальных вод Днепра до событий ВОВ.
В условиях войны в пантеоне национальных героев особое место начинают занимать военачальники, отличившиеся в различные эпохи при отражении вражеской агрессии или боровшиеся за освобождение страны от захватчиков. В русском сознании образ Александра Невского претерпел значительную эволюцию, постепенно превращаясь из православного святого в русского героя, созидателя и защитника государства, а позднее в военного и политического вождя. В имперский период почитанию его имени был придан государственный и политический характер. С момента заключения победоносного Ништадского мира со Швецией (1721 г.) Петр I объявил князя небесным покровителем империи и ее новой столицы, а также своим великим предшественником. В 1725 г. императрица Екатерина I, выполняя волю покойного супруга, учредила орден Александра Невского – до 1917 одну из высших наград России.
Трансформация образа Александра Невского в анти-немецкий символ началась с военного противостояния между Российской империей и Германским рейхом в 1914 г. Очень показательна в этом отношении брошюра Н. Новинского «Ледовое побоище. Сражение с немцами в 1242 году». Ярославль, 1914 г. В ней прямо показана историческая связь между событиями XIII в. и 1914 г. «Немцы снова объявили нам войну. Они всегда считали нас исконными врагами. В дни тяжелых испытаний, посланных судьбой России, хочется снова повторить слова Александра Невского: «Рассуди, Боже, спор наш с этим высокомерным народом!».
Почти треть века спустя проф. Н.П. Грацианский в своей книге «Борьба славян и народов Прибалтики с немецкой агрессией в средние века» (1943 г.) зарождение немецкой стратегической доктрины «На Восток», с ее направленным на порабощение и уничтожение славян характером, отнесет к первой половине 10 века.
В период «военного коммунизма» и гражданской войны шло целенаправленное уничтожение России и ее культуры по линии полного разрыва с прошлым. Тем не менее, процесс введения идеи преемственности между дореволюционной Россией и Советским Союзом начался уже в начале 30-х годов. Имперская историческая доктрина была подвергнута ревизии. От идей мировой революции советская пропаганда и идеология стала двигаться к национально-патриотической направленности. Именно в связи с этим процессом началось возвращение истории в советскую действительность. С 1934 г. историю вновь стали преподавать в школах как отдельный предмет. Были восстановлены исторические факультеты в Московском и Ленинградском университетах. Но советскому правительству не нужна была история ради истории, ему «требовалось создать новую патриотическую историю, полную фактов, событий и личностей, которая заняла бы прочное место в идеологии «советского патриотизма» и повысила любовь населения к родине и политическому руководству».
С началом войны правительство ощутило острейшую необходимость в новой стратегии войны, в новых доктринах. Идея мировой революции, неистовые планетарные революционеры, мопровцы и под. отступили на задний план. Надо было искать иные резервы – человеческие и военно-стратегические, надо было взывать к национальным глубинам, доселе неведомым марксизму. Советское правительство осознало, что не может быть и речи о революционной, классовой, пролетарской войне, идет война на собственной территории, и она должна быть осмыслена как отечественная, народная – значит, по представлениям народа – священная. Стало ясно, что войну можно выиграть, лишь объединив народы патриотизмом. Патриотизм стал главной силой и опорой в борьбе с фашизмом, решающим ее фактором.
В первый день войны, 22 июня 1941 года, митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский) обратился к «пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви» с посланием: «Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла шведского, Наполеона. Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божией помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге пред родиной и верой и выходили победителями. Вспомним святых вождей русского народа, например Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших свои души за народ и родину. Да и не только вожди это делали. Вспомним неисчислимые тысячи простых православных воинов, безвестные имена которых русский народ увековечил в своей славной легенде о богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче, разбивших наголову Соловья-разбойника. Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг».
Удивительное самоотвержение, великодушие, беспримерный подвиг, который явил наш народ в период Великой Отечественной войны, и есть самый важный вклад Русской Православной Церкви в Победу над богоборческой, чудовищной по своей жестокости силой германского фашизма.
Церковь окормляла не только духовно, немалые средства были перечислены в Фонд обороны страны. За годы войны на ее деньги была создана колонна танков «Дмитрий Донской» и воздушная эскадрилья имени Александра Невского. На истребителе с надписью на борту «Александр Невский» сражался известный лётчик – истребитель, Герой Советского Союза, Александр Дмитриевич Билюкин.
Большое значение для поворота советской пропаганды к великим победам прошлого имели выступления Молотова 22 июня 1941 г., в котором война была провозглашена Отечественной, Сталина 3 июля 1941 г., в котором он обратился к советскому народу «братья и сестры». Еще больше на этот процесс повлияла речь Сталина от 7 ноября 1941 г., когда в обращении по поводу 24-й годовщины Октябрьской революции, он произнес: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!».
В блокадном Ленинграде художницами А.А. Лепорской и А.А. Ранчевской было произведено декоративное оформление притвора в Троицком соборе, где до 1922 года находилась рака с мощами святого князя Александра Невского. А весной 1943 года был открыт доступ к местам захоронения великих русских полководцев – Александра Невского, А.В. Суворова, М.И. Кутузова, Петра I. В 1944 году в Троицком соборе была устроена выставка, посвященная святому князю Александру Невскому, которую посетило большое количество военнослужащих Ленинградского фронта и жителей города.
После выступлений Молотова и Сталина в газетах и журналах начали активно печататься статьи, в которых авторы прославляли боевые традиции русской армии, описывали сражения русских с немцами в прошлом: Ледовое побоище, Грюнвальдская битва, Семилетняя война, победы на Украине, под Псковом и Нарвой в 1918 г., борьба с интервентами в 1918-20 гг. Началось массовое издание серий брошюр соответствующей тематики (таких, как «Писатели – патриоты Родины», «Великие борцы за русскую землю» и т.д.).
Имя князя Александра Невского, нанесшего поражение немецким рыцарям-крестоносцам звучало, в этом контексте, особенно выразительно, тем более что А. Гитлер именовал нападение на СССР крестовым походом.
С первых дней войны Александр Невский в образе древнерусского воина появляется на агитационных плакатах. На них прошлое и настоящее, древнерусский ратник и боец Красной Армии, объединены в одном тематическом пространстве. У них один враг. В многокадровых плакатах битва на Чудском озере обычно открывает рассказ о победах русского народа.
Александру Невскому было посвящено множество публикаций в газетах и журналах, театральные постановки, крупные живописные произведения, открытки и листовки. Популярности Ледовому побоищу придало и широкое отмечание его 700-летней годовщины, которая пришлась на 1942 год. В 1941-45 годах появились, по меньшей мере, двадцать две самостоятельные книги, посвященные князю и Ледовому побоищу – в основном брошюры небольшого формата, предназначавшиеся, в первую очередь для солдат. Такая популярность у Александра Невского у советских пропагандистов была связана с тем, что еще в конце 30-х гг., в период противостояния СССР с нацистской Германией, он закрепился как анти-немецкий символ и теперь же уже готовый патриотический образ Александра Невского как нельзя лучше подходил для антифашистской пропаганды.
Образ Александра Невского был отражен и в кинематографе
Широкую известность получил советский художественный фильм «Александр Невский» режиссера С.М. Эйзенштейна и сценариста П.А. Павленко, посвященный победе в битве на Чудском озере 5 апреля 1242 г. Фильм появился в кинотеатрах в 1938 г. и имел огромный успех. С началом Великой Отечественной войны актуальность фильма в силу его анти-немецкого патриотического звучания резко возросла. Картина пережила второе рождение. Главную роль исполнил актер Н.К. Черкасов.
Консультантами фильма были профессиональные ученые историки и археологи: А.В. Арциховский, Ю.В. Готье, Н.П. Грацианский, А.А. Савич, М.Н. Тихомиров. Совместно с просмотром фильма практиковались непродолжительные сообщения и комментарии по теме, часто вслед за показом фильма проводилось его обсуждение.
Александр Невский прочно вошел во фронтовой фольклор. Так в журнале «Фронтовой юмор» (1942 г.) были напечатаны анекдоты в виде телеграммы:
«Берлин, Гитлеру. Желаю тебе, немчин, проклятый, погибели скорой. Скорблю, что… не могу лично приложить руку к немецкому загривку». А. Невский.
«Германия, Гитляряке. Припомни, гад, сколько
наковырял я оглоблей твоих предков на Чудском озере. По случаю юбилея могу
повторить». Василий Буслаев.
5-6
декабря 1941 года, в День памяти свв. Михаила Тверского и Александра Невского,
началось контрнаступление советских войск под Москвой, а в 1942 году день
Ледового побоища совпал с Пасхой. В 1942 был учрежден советский орден
Александра Невского. Уникальность награды
заключалась в том, что это единственный орден, который существовал в наградных
системах Царской России. Всего за время ВОВ было награждено более 42000 тыс.
человек.
Активно использовался образ Александра Невского при освобождении Новгорода и Пскова. Доктор исторических наук, председатель союза писателей России Валерий Николаевич Ганичев вспоминал услышанный им когда-то рассказ одного из участников боев под Новгородом. «Во время войны, в перерывах между боями, меня «отзывали» из окопов, чтобы нарисовать какой-нибудь лозунг. В боях под Новгородом меня разыскал сам дивизионный политрук и приказал немедленно прибыть в штаб дивизии.
В штабе пять таких же замызганных окопников с молчаливым нетерпением ждали приказа. Вышел какой-то командир и, хмуро взглянув на бойцов, коротко спросил: «Художники?» Все промолчали. Но он, не переспрашивая, достал из кармана открытку и положил перед нами. «Вот, завтра чтобы к утру нарисовать…». На открытке была знаменитая картина Павла Корина (1942 г.) «Александр Невский». «Высота десять метров. Краски вон там. Бойцы помогут».
«В каком-то полуразрушенном бараке, разогревая на плите краски, мы сколотили подрамник, натянули холст, наметили контуры и всю ночь писали. К утру, разрушив стенку, мы вынесли на обозрение свой труд. Политрук вышел, посмотрел, велел поставить портрет. Потом подошел к каждому из нас, пожал руку, велел налить по сто граммов. К полудню мы уже были в своих частях, которые выстраивались для движения на Новгород. Надрывно двигались машины, артиллерия, кряхтели танки, а по обочинам устало топала пехота. И вдруг почувствовали, что впереди что-то изменилось: машины ровно загудели, выровнялись танки, четче зашагали пехотинцы. На пригорке, подпертый бревнами, стоял десятиметровый Александр Невский. Наш ротный отдал команду: «Равнение направо. Четче шаг!» и сам поднес руку к каске. Мы прошли мимо сурово глядевшего на нас и опирающегося на меч князя. Ветер бил в лицо, мела поземка… У портрета, отдавая честь проходившим, стояли командиры – наверное, никогда они не чувствовали себя так уверенно, как в тот зимний день под сенью Святого благоверного князя».
В заключение хотелось бы привести мысль, которую во время войны в своих проповедях постоянно подчеркивал владыка Алексий (Симанский). Александр Невский и Дмитрий Донской одержали победы не просто благодаря своему патриотизму. Сам патриотизм русских князей-воинов был действенным и вел их к победам благодаря «глубокой вере русского народа, что Бог поможет в правом деле… так и теперь мы верим, потому что все Небесные Силы с нами».