Сестра милосердия Екатерина Михайловна Бакунина (1810 — 1894).
Замечательная женщина XIX в. Екатерина Бакунина , подвижница бескорыстного служения ближнему на ниве медицинской помощи, стала настоящим символом милосердия.
Екатерина родилась 31 августа 1810 г. в семье губернатора Санкт-Петербурга М.М. Бакунина и его жены В.В. Голенищевой-Кутузовой. Бакунины были богатыми людьми, высоко ценившими достоинство и знатность своего рода. Екатерина Михайловна получила превосходное разностороннее образование. Она выросла в атмосфере музыки, поэзии, любила балы, живые картины, домашние спектакли, в которых с удовольствием принимала участие.
И только в 44-летнем возрасте наступил переломный момент в её жизни – она узнала о начале Крымской войны, о неисчислимых страданиях наших раненых воинов в госпиталях и лазаретах. А ведь ещё задолго до трагических для России событий этой войны у нее происходили серьезные поиски смысла жизни. Об этом говорит одна фраза из её воспоминаний, сказанная сразу после начала войны: «Я поняла, что всю жизнь, с детства, хотела быть сестрой милосердия». К этому времени ни отца, ни матери уже не было в живых. Родственники Бакуниной опасались за судьбу молодой женщины и сначала не приняли её порыва. Но со временем Екатерина Михайловна стала для них символом благородства человеческой души и идеалом для подражания.
Узнав, что великая княгиня Елена Павловна учреждает в Петербурге Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия для помощи воинам, Екатерина Михайловна принимает решение оставить светскую жизнь «кисейной барышни» и стать сестрой милосердия. В декабре 1854 г. она прибывает в осажденный Севастополь и поступает в военный госпиталь под начало выдающегося хирурга Николая Ивановича Пирогова, который на долгие годы станет для нее другом, наставником и вдохновителем служения ближнему.
В течение почти всей обороны Севастополя Екатерина Михайловна вместе с Н.И. Пироговым находилась на самом ответственном и в то же время самом опасном участке – главном перевязочном пункте города, который располагался в здании Дворянского собрания. Пирогов в письмах из Севастополя писал:
« Стоя в лужах на коленях перед больными, наши женщины подавали посильную помощь, в которой они сами нуждались <…>. И так они трудились денно и нощно. В сырые ночи эти женщины еще дежурили, и, несмотря на свое утомление, они не засыпали ни на минуту, и все это под мокрыми насквозь палатками. И все такие сверхчеловеческие усилия женщины переносили без малейшего ропота, с спокойным самоотвержением и покорностью. Бакунина тотчас с увлечением предалась всецело служению больным и с полным самоотвержением несла эту службу. Она сделалась примером терпения и неустанного труда для всех сестёр общины».
Позже о ней напишут так:
«Облик ее пронесется так ярко, зримо, осязаемо, что не увидеть ее через наше настоящее в то убежавшее прошлое просто невозможно. Ее, энергичную, пламенную, с искрометными глазами и речами, в простых мужицких сапогах бодро шагающую по непролазной грязи, когда она боролась с нерадивыми унтерами и пьяными смотрителями за свой транспорт с больными и ранеными».
Известно, что на подвиг милосердного служения, который сама Екатерина Михайловна никогда не воспринимала как нечто особенное, как подвиг, она получила благословение у выдающегося иерарха того времени святого митрополита Московского Филарета Дроздова. В Крыму Екатерина Михайловна встретилась с другим выдающимся церковным деятелем той эпохи – святым Иннокентием Борисовым, архиепископом Херсоно-Таврическим, которого еще при жизни называли «русским Златоустом». Святой Иннокентий лично, несмотря на преклонный возраст, приезжал в осажденный Севастополь, дабы укрепить дух русского воинства. Именно молитвы этих двух великих угодников Божиих, советы Н. И. Пирогова, а также общение уже после войны с протопресвитером придворного духовенства и духовником царской семьи протоиереем Иоанном Янышевым помогли Екатерине Михайловне в трудные и кризисные моменты её жизни.
После возвращения Екатерины Михайловны из Севастополя поэт Федор Николаевич Глинка преподнес ей стихотворение, которое выражало то восхищение и преклонение перед нравственным подвигом этой женщины, которое царило тогда в обществе.
По окончании войны Екатерина Михайловна Бакунина в качестве настоятельницы Крестовоздвиженской общины приезжает в Санкт-Петербург, где занимается внутренним устройством молодой общины: обучением и воспитанием новых сестер, организацией сестринского дела в мирное время. Её попечением открываются отделения общины в военных госпиталях Санкт-Петербурга, а также в Кронштадтском морском госпитале.
В 1859 г. Екатерина Михайловна отправляется в Германию и Францию для изучения опыта работы зарубежных общин сестер милосердия. Вернулась она разочарованная. В своих воспоминаниях позже она напишет: «Аккуратность и чистота во всем отличные. Но я помню, что на меня точно повеяло холодом. <…> …это не те сёстры, о которых мы мечтали, – о сёстрах – утешительницах больных, ходатайницах за них, сёстрах, вносящих в чужие госпитали горячие чувства любви и участия, правду и добросовестность!»
Поняв невозможность более быть начальницей Крестовоздвиженской общины из-за разногласий с великой княгиней Еленой Павловной, желающей устроить общину по тому западному протестантско-католическому типу, с ее формальным исполнением обязанностей по уходу за больными, она с сожалением оставляет общину, ставшей делом ее жизни, оставляет Петербург и переключается на другую сферу деятельности – попечение о здоровье крестьян в своём имении Казицино, недалеко от города Торжка.
Здесь она в 1860–1861 гг. на свои средства открывает первую в Тверской губернии бесплатную больницу для окрестного населения.
В 1877 г. начинается русско-турецкая война, и Екатерина Михайловна в свои 67 лет отправляется на Кавказ, где заведует всеми госпиталями. «Тут самопожертвованию ее не было предела. Всякий труд для больных ей, шестидесятипятилетней, был здесь по силам… Велика была и любовь к ней врачей, больных, сестер и госпитальных служащих».
По окончании войны Е. М. Бакунина вернулась опять в Казицино. До конца дней своих она продолжала служить ближнему, защищать больных и бесправных, быть живым примером, обличительной совестью для прагматичных людей мира сего.
В 1893 г., за год до смерти, она напишет живые, яркие, полные красочных зарисовок «Воспоминания сестры милосердия Крестовоздвиженской общины».
Умерла Екатерина Михайловна Бакунина 11 августа 1894 г. в своем имении и была похоронена в склепе-усыпальнице рода Бакуниных в селе Прямухине Новоторжского уезда. Здесь был похоронен её дед Михаил Васильевич Бакунин, многие прямухинские родственники – Бакунины, Дьяковы и Вульфы.
По воспоминаниям очевидцев в день похорон шел дождь, но жители всех окрестных деревень 25 верст шли за телом Екатерины Михайловны от Казицина до Прямухина и в каждой деревне, прощаясь с ней, крестьяне плакали.
В 1900 г. в Петербургском женском медицинском институте была учреждена именная стипендия памяти Е. М. Бакуниной для двух лучших слушательниц этого учебного заведения.
После революции, когда милосердие стало «поповским словом», память об одной из первых сестер милосердия России советской власти была не нужна. Строили новый мир без любви, без Бога, без милосердия. Родовое гнездо дворян Бакуниных – Прямухино было разорено, склеп-усыпальница осквернена и уничтожена.
Сейчас стараниями многих энтузиастов идет активное возрождение памяти и наследия всего дворянского рода Бакуниных, в том числе и сестры милосердия Е. М. Бакуниной. В 2010 году федеральному перинатальному центру города Твери присвоено имя Е.М.Бакуниной, а улица, на которой он расположился, стала называться именем нашей прославленной сестры милосердия. В фойе центра установлен ее бюст.
Священник Роман Манилов
Духовник Общества православных врачей г. Твери им. Е. М. Бакуниной
Директор Благотворительного фонда «Имени сестры милосердия Екатерины Бакуниной»