По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 24‑26 января 2018 г. в Москве проходили XXVI международные Рождественские образовательные чтения на тему «Нравственные ценности и будущее человечества».
В рамках Чтений прошли работы тематических секций, на которых освещались проблемы связанные с образованием, воспитанием, культурой, социальным и миссионерским служением Церкви, взаимодействия с государственными и общественными институтами, а также множество других насущных вопросов, к рассмотрению которых Русская Православная Церковь пригласила представителей государственной власти и общественных организаций.
По направлению «Церковь и культура» 25-26 января в Центральном доме работников искусств работала секция «Православие. Воспитание. Театр».
Организатором выступил Московский театр русской драмы под руководством М.Г. Щепенко. Председатель секции – Щепенко Михаил Григорьевич, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, профессор Ярославского государственного театрального института и Московского государственного педагогического университета, художественный руководитель Московского театра русской драмы.
В работе секции принял участие сотрудник Отдела культуры Тверской епархии Игорь Станичук.
Михаил Щепенко
На конференции обсуждался круг различных вопросов, касающихся современного искусства и, в частности, искусства театрального.
Театр, наряду с другими видами искусства, является одним из тех феноменов, которые формируют культурное пространство человека и общества в целом. В свою очередь, театральная жизнь всегда следует за культурой, отражая господствующие в социуме ценности. Иными словами – эти процессы взаимозависимы. Современная постмодернистская культура, требуя от общества толерантности, атомизирует ценностные, онтологические ориентиры человека, и делает это радикально и весьма успешно, уже давно претендуя на универсальность.
Что касается искусства как такового, отметил Михаил Щепенко, то «западные деятели все больше говорят о том, что искусство должно стать имморальным (внеморальным). Отсюда один шаг до аморальности. Такое искусство будет порождать уродливые формы».
Тот, кто занимается искусством, всегда находится как бы между Богом и Аполлоном – разный дух ведет художника. Искусства вне искушения не существует. Именно в стремлении художника быть свободным заключается искус. Но здесь нужно помнить, что свобода вне Бога превращается в произвол. Стоять же нужно на традиционных началах русской культуры, ее «сердечности», духовности. Если есть задача, общечеловеческая идея, ее надо доводить до общества средствами искусства. Нужно стараться не оступиться, не впасть в искушение. Т.е. если идея христианская, то воплощать ее надо при постоянном самоконтроле, без отрыва от церковной жизни.
В своем выступлении главный редактор журнала «Театральная жизнь» Олег Пивоваров сказал:
«Какие ценности лягут в основу творческого манифеста театра? Исконно русские или культивирование страстей? Театр не безделица, это великий театр, но он тогда театр, когда доводит до общества, что ветхое можно победить воскресением. Красота может спасти мир, если это красота Христа, а не Аполлона».
Об этом же ранее говорил и Гоголь:
«Есть много среди света такого, которое для всех, отдалившихся от христианства, служит незримой ступенью к христианству. В том числе может быть и театр, если будет обращен к своему высшему назначению».
В связи с этим на конференции была высказана интересная мысль о христианизации общества посредством театрального искусства – необходим союз театра и миссионерской деятельности.
Результаты обсуждения вопросов конференции полностью соответствуют положению, которое отражено в итоговом документе Рождественских Чтений:
«Все мы призваны консолидировано отстаивать традиционные нравственные ценности всеми доступными средствами и нравственно оправданными способам. Богозаповеданные нравственные идеалы и ценности являются незыблемым основанием жизни и благополучного развития общества и не подлежат пересмотру или редукции в угоду тем или иным политическим силам и настроениям»